Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения
в 3 классе «Дорожная азбука».
Цель занятия:
Используя приём «сказочного
путешествия» закрепить знания учащихся по ПД:
· научить различать знаки по их форме, цвету и обозначению;
· вспомнить правила безопасного поведения на дорогах;
· воспитывать чувства бережного отношения к своему здоровью и уважению к другим.
· обучить выразительному чтению наизусть.
Оборудование:
План школы, кодоскоп,
плакаты (с ошибками), дорожные знаки, план сказочного города, видео, аудиоматериалы,
воздушные шары, рабочие тетради учащихся, призы, костюмы милиционера и
светофора.
Ход
занятия:
1. Вход учащихся в класс под музыку.
2. Учитель:
- Сегодня мы проводим очередное занятие по ПДД. К нам пришли гости (поздороваться с гостями).
- Наше занятие не простое, а волшебное и все вы станете участниками путешествия в сказочный город Светофорск, чтобы туда попасть, возьмем соседа по парте за руку, чтобы никто не потерялся в дороге, закроем глаза и пока, звучит веселая песенка будут совершаться наши превращения.
(звучит 2 куплет песни «Дорога не тропинка»)
- Открываем глаза, перед вами карта города Светофорска. На что она похожа? (на дверь автомобиля).
- Жители этого города уверяют, что они хорошо знают ПДД. Проверим?
- Когда мы учились читать, мы тоже использовали азбуку, а что же такое «дорожная азбука»? (правила ПДД, знаки)
- В городе Светофорске есть несколько улиц, одна из них (дети читают) «Улица Знатоков». Почему так называется?
- Ученики городка нарисовали плакаты – как они знают ПДД. Кто не согласен? (высказывания детей по плакатам с ошибками).
- В сказочном городке есть два персонажа. Догадайтесь, кто один из них.
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми
Кто перед ним на мостовой.
Дети: это милиционер, инспектор безопасности движения –
человек, который управляет движением машин и пешеходов.
Учитель вызывает ученика – инспектора Мигалочкина.
Мигалочкин: (ученик в костюме милиционера) А я знаю, что не все ученики нашего городка разбираются в дорожной азбуке.
Инсценировка
– Честь имею, инспектор ГАИ
Прошу ответить на вопросы мои
Как нужно переходить дорогу?
- Посмотреть налево, потом направо
Потом налево, направо опять
Не видно милиции можно бежать.
- Какие ты знаешь дорожные знаки?
- Осторожно, злые собаки.
- Вчера ты ехал с друзьями на велосипеде.
- А мы хотели как в цирке медведи.
- Ну все, хватит! Плати-ка штраф.
- Извините, дяденька, я был не прав,
Я больше так никогда не буду.
- Ладно, иди, отпускаю, покуда
И правила выучи наизусть.
- Я обещаю за ум возьмусь
И правила уличного движения
Я выучу без промедления.
Учитель: Ну, что, ребята, поверим? Тогда продолжаем путь
(взяться за руки, закрыть глаза, счет 1,2,3).
- Называется остановка «Школьная улица». На ней живет второй персонаж.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и
помогут
Говорящие цвета
Кто это?
(светофор)
Светофор: (ученик в костюме светофора) Спасибо, ребята, что
узнали меня. Я хочу проверить как вы разбираетесь в цветах.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит и день и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас.
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий – красный цвет.
Если он горит … (дети «стой»)
Путь для всех закрыт.
Увидишь скоро желтый в середине свет
Какой же ваш совет? («жди»)
А за ним зелёный свет вспыхнет впереди
Скажет он «препятствий нет»,
Можешь ты … («идти»)
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
Учитель: - Светофорчик,
в вашем городе есть школа, и в нашем есть, найди её на карте. Ребята идут в
школу с разных сторон, помоги им найти опасные места.
(рассказ одного – двух учащихся о своём пути в школу)
- Ребята, на пути в школу вы встречаете знаки? А у тебя Светофорчик есть целая улица знаков и мы отправляемся туда.
(взяться за руки, закрыть глаза, счет 1,2,3)
- Приглашаем знаки, живущие на площади Дорожных Знаков
(монтаж стихов, в руках учащихся дорожные знаки).
В голубом иду я круге
И понятно всей округе
Если вдуматься немножко
Это пешеходная дорожка
Шли из школы мы домой
Видим знак на мостовой
Круг, внутри велосипед
Ничего другого нет
Я в кругу с обводом красным
Это значит тут опасно
Тут, поймите запрещенье
Пешеходного движения
Свет светофора здесь не горит
Но этот знак нам говорит
Об очень важном –
Осторожно, дети
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча
И подумайте немножко,
Что здесь свалка кирпича?
Я знаток дорожных правил
Я машину здесь поставил
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо
Пешеход, пешеход
Помни ты про переход
Подземный, наземный,
Похожий на зебру
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Просмотр видеоматериалов о знаках, не участвовавших в
«стихотворной линейке».
- Посмотрим, какие еще знаки нам приготовил инспектор Мигалочкин.
- А теперь найдите в тетради страницу с темой нашего занятия. Найдите знаки, помогающие пешеходу перейти дорогу, назовите их номера. (4,7)
(ребенок у доски показывает знаки на плакате)
-Что обозначает знак №2, №3? (Пешеходная дорожка, движение пешеходов запрещено)
(показ на плакате)
- Сколько домиков знаков нарисовано у вас? (4) Назовите номера информационно-указательных знаков и соедините их с домиком; предписывающие знаки выполняются также – одновременно, ученик показывает знаки на плакате и получает за это шар синего цвета. Продолжается работа с запрещающими и предупреждающими знаками – за это дарится красный шар.
- Чем отличаются знаки четырех групп? (цветом и формой)
Для кого нужны знаки?
В этом городе жил-был автомобильчик Москвичок. Он едет быстро, но
совсем не знает правил.
Ученик:
Все улицы дорожки пройду за
полчаса
Куда качу я смело, кому какое дело?
Не ждите, чтоб я затормозил.
Проводится игра на
внимание: учитель показывает знак, девочки поднимают руки, если это знак для
пешехода, мальчики – для машин.
- Проверим, на сколько вы внимательны. На мои вопросы отвечайте: «это я, это я, это все мои друзья».
Кто из вас идет вперёд только там где переход?
Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?
Знает кто, что свет зелёный – это путь для пешехода?
Кто, пусть смело говорит на трамвае не висит?
Кто из вас трамвае тесном уступает взрослым место?
Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
- Спасибо Светофору и Мигалочкину за путешествие по их городу (вручение памятных сувениров).
Возвращаемся в школу.
(взяться за руки, закрыть глаза, счет 1-2-3)
-Правила движения – это
закон улиц и дорог. А законы надо соблюдать, особенно детям.
Что запомнили, друзья, правила движения?
Дети: - Знаем мы от «А» до «Я» правила движения.
Награждение всех учащихся памятными дипломами и сувенирами.