ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

После общешкольной линейки, посвященной 1 сентября, первоклассников, а также их родителей, учителей, гостей приглашают в зал.

Оформление зала: плакат «Добро пожаловать в «Страну Знаний», в витринах — поделки учеников начальной школы, рисунки, фотографии из школьной жизни, тетради бывших выпускников начальной школы.

Звучат песни «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского); «Дважды два — четыре» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского); «Мальчишки и девчонки» (сл. И. Дика, муз. А. Островского); «Школьный корабль» (сл. К. Ибряева, муз. Г. Струве). Зрители занимают свои места.

Ведущая:

Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте, дети!

День необычный сегодня на свете —

Музыка всюду, улыбки и смех —

Школа открыла двери для всех.

И не грустите, девчонки, мальчишки,

По играм, затеям и сказочным книжкам.

В школьной жизни волшебство не кончается,

Сказка и здесь продолжается.

И сейчас вы увидите сказку-летучку

Под названьем «Волшебник-недоучка».

Звучит песня «Волшебник-недоучка».

Даром преподаватели

Время со мною тратили,

Даром со мною мучился

Самый искусный маг.

 

Мудрых преподавателей

Слушал я невнимательно.

Все, что ни задавали мне,

Делал я кое-как.

Ведущая уходит, занавес открывается. На сцене лес, сказочный домик (избушка), рядом пенек (за ним волшебная книга и магнитофон), дерево.

Маленький волшебник (выглядывая из окошка, зовет): Эй, Мудрая Сова, доброе утро!

Мудрая Сова (появляется на дереве): Доброе утро. Маленький волшебник!

Маленький волшебник (выходит из дома, натягиваясь): Надо немного поразмяться. Чего это ты насупилась?

Мудрая Сова (недовольно): Опять эти танцы, а колдовать когда будешь учиться?

Маленький волшебник (включает магнитофон, танцует): Ну ты и зануда, Мудрая Сова!

Маленький волшебник (закончив танцевать): Так, теперь можно и поколдовать. Мудрая Сова, хватит сердиться!

Мудрая Сова: Что ж, принимайся за занятия. Волшебство — не такая уж простая штука, лениться в этом деле никак нельзя.

Маленький волшебник: Поупражняюсь-ка я в вызывании листопада!

Мудрая Сова: Ты должен сделать листопад, а что делаешь ты? В первый раз у тебя посыпались жуки, во второй — пауки. Интересно, что посыплется сейчас?

Маленький волшебник (приняв таинственный вид):

Я повелеваю всем деревьям, листьям. А ну, закружи листопад!

С дерева летят сосновые шишки.

Мудрая Сова: Сосновые шишки! Ты с ума сошёл. Что ты еще наколдуешь?

Маленький волшебник (расстроенный, садится на пенек, достает волшебную книгу, открывает): Что же мне делать, что делать? Так и придется зубрить волшебную книгу? Но я же не умею читать.

Мудрая Сова: А я что говорила?! Какой ты волшебник, если волшебную книгу читать не умеешь?

Сидит Маленький волшебник и плачет. Появляются нарядные мальчик и девочка с портфелями. Увидев волшебника, останавливаются, затем медленно, разговаривая друг с другом, подходят к нему.

Мальчик: Смотри, кто это плачет?

Девочка: Похоже, мальчик, только не совсем обычный.

Мальчик и девочка (вместе): Здравствуйте!

Маленький волшебник (удивляясь и оглядывая их): Здравствуйте!

Девочка: Почему ты плачешь?

Маленький волшебник: Потому, что я не умею ни читать, ни писать, ни считать. Как же я стану настоящим волшебником? Я даже не могу вызвать листопад. А вы кто? Да какие нарядные!

Мальчик: Сегодня особенный день — 1 сентября. Каникулы закончились. Начался новый учебный год.

Девочка: Мы — ученики, идем в школу учиться.

Маленький волшебник: Значит, мне тоже можно пойти учиться? (Обращаясь к Сове.) Мудрая Сова, я хочу пойти с ребятами.

Мудрая Сова кивает. Маленький волшебник и ребята под песню «Если б не было школ» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского) из кинофильма «Утро без отметок» покидают сцену, затем появляются в зале.

Девочка (обращаясь к Маленькому волшебнику): Посмотри, сколько ребят в зале!

Мальчик: Они пришли в нашу школу сегодня первый раз в первый класс.

Маленький волшебник: Можно и мне пойти в первый класс вместе с мальчиками и девочками?

Девочка: Ребята, возьмете с собой Маленького волшебника?

Дети: Да!

Маленький волшебник, девочка и мальчик занимают места в зале среди ребят.

Пока действие происходит в зале, сцена готовится ко второй части праздника —

 

 «Посвящение в первоклассники».

Оформление сцены — плакат «Страна Знаний».

Действующие лица, костюмы и атрибуты:

МАГистр (МАГ) — черная накидка, шапочка «академика».

Мозговые извилины (собратья):

Мудрая мысль (Чтение — букварь или азбука) — на его накидку прикреплены разные буквы;

Разумный слог (Русский язык) — на накидку прикреплены знаки препинания;

Гибкий ум (Математика) — на накидку прикреплены цифры, математические знаки;

Веселая нотка (Музыка) — на накидку прикреплены ноты, скрипичный и басовый ключи, музыкальные знаки — паузы.

Карточки: цифры — 1, 2, 0, 5; буквы — А, Б, В, Г. Школьная доска и мел.

 

Ведущая:

Праздник не простой у нас —

Он бывает только раз.

Мы сегодня принимаем

Новобранцев в первый класс!

Звучит сказочная музыка (например, «Музыкальная табакерка» А. Лядова). В зал входит Магистр.

МАГистр: Всем добрый день! Я — Магистр — почетный член «Страны Знаний». А зовут меня МАГ. Приглашен на праздник, дабы посвятить вас в Первоклассники. Для этого нужно пройти семь испытаний. Испытать вас помогут мои собратья — Мозговые извилины (выходят на сцену, МАГ поочередно их представляет): Мудрая мысль. Разумный слог. Гибкий ум. Веселая нотка (здороваются кивком головы). Слово тебе. Мудрая мысль!

Мудрая мысль: Испытание первое. Тем, кто сегодня первый раз пришел учиться в первый класс, я задаю вопросы:

 


Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

То сердечко отдает.

(Карандаш)

 

Коль спросить что соберешься,

Без меня не обойдешься.

(Знак вопроса)

 

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал)

 

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

(Тетрадь)

 

Я люблю прямоту

и сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(Линейка)


Ты беседуй чаще с ней —

Будешь вчетверо умней.

(Книга)

 

По черному белым пишут то и дело,

Потрут тряпицей — чиста страница.

(Школьная доска)

 

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой,

Нам показывая страны,

Реки, горы, океаны.

(Глобус)

 

Я маковой крупинкой упала на тропинку,

Остановила вас — закончила рассказ.

(Точка)

 

Коль ему работу дашь,

Зря трудился карандаш.

(Ластик)

 

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю —

Где была пустота,

Там, глядишь, — красота!

(Цветные карандаши)


 

Мудрая мысль: Молодцы! С первым испытанием справились.

МАГ: Испытание второе. Слово тебе, Разумный слог!

Разумный слог:

Есть у мамы детки,

Детки-непоседки.

Их всего тридцать три.

Как зовут их? Подскажи!

(Буквы)

Звучит песня «Буквы-непоседки». Эту песню сочинила ученица первого класса нашей школы Даша Белова с мамой.

 

БУКВЫ-НЕПОСЕДКИ

 

На лесной опушке

Собрались подружки.

Азбуки мы детки —

Буквы-непоседки.

 

Припев:   Буквы все от А до Я

                 Мы изучим — ты и я.

                 Сколько их всего скажи?

                 Тридцать три, тридцать три.

 

Не сидят на месте:

То в муке, то в тесте.

Прыгают, играют

И слова слагают.

Припев.

 

Разумный слог: А теперь вопросы каждому классу по порядку:

Эта буква на параде

Впереди других стоит,

Возглавляет алфавит.

Что это за буква? (А)

 

Бе — кричит у нас баран,

Бум — играет барабан,

Бах — и мяч несется вскачь.

Сможешь букву отыскать?

(Ребятам предлагается среди карточек с разными буквами найти карточку с буквой Б.)

В алфавите она третья.

Сразу ты ее приметишь.

Что же это за вертушка,

Ванька-встанька, веселушка? (В)

 

Эту букву любят птицы:

Голубь, галка, грач, горлица.

Кто нам сможет подсказать

И на букву указать?

 

(Ребятам предлагается среди карточек с разными буквами найти карточку с буквой Г.)

 

Каждому классу предлагается изобразить свою букву пантомимой. Задание выполняется под музыку. Звучит песня «Азбука» (Хрестоматия по музыке для 1-го класса Д.Б. Кабалевского).

 

 

АЗБУКА

Сл. 3. Петровой, муз. А. Островского

 

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

 

Припев:     Азбука, азбука

                   Каждому нужна,

                   Нам поможет книжки

                   Прочитать она!

 

Надо буквы нам писать

Аккуратно в строчку,

Надо их запоминать

Без ошибки, точно.

 

Припев.

 

Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

 

Припев.

 

Разумный слог: Молодцы! И с этим вы справились. Испытание третье.

 

Стоит большой и светлый дом.

И Почемучек много в нем.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают.

Ребята, что это за дом?

 

Ребята: Школа.

Разумный слог: Я предлагаю вам составить это слово из букв-кубиков. А теперь само испытание. Основа — слово «ШКОЛА», а от него вверх надо составить свои слова. Кто быстрее сделает — тот и победитель.

Пока ребята складывают слова, звучит инструментальная музыка. Затем Разумный слог объявляет победителя.

МАГ: Слово тебе, Гибкий ум.

Гибкий ум: Испытание четвертое. Математические загадки:

 

 


Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры)

 

Замарашка озорница

Вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы

Получил я...

(Единицу)


Шея длинная такая,

Хвост крючком...

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи — нет.

(Двойка)

 

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, да не бублик.

(Нуль)


Я тире в грамматике,

А кто ж я в математике?

(Минус)

 

Нет углов у меня

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

(Круг)

 

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

(Циркуль)

 


Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат.

А зовут меня...

(Квадрат)

 

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

(Дневник)

 

Мы — веселые отметки.

И встречаемся нередко

У прилежных в дневнике.

Кто их чаще получает,

Никогда не заскучает.

(Пятерки)


 

Разумный слог: Молодцы, ребята! А теперь более сложное испытание — пятое. Здесь зашифрованы слова. Я предлагаю вам разгадать их.

На листах: 3буна, 40а,100г, 100лица, Р1а, по2л, 7я.

МАГ: Слово тебе. Веселая нотка!

Веселая нотка: У меня шестое испытание — музыкальное. Сейчас будут звучать мелодии ваших любимых песен. Вам нужно узнать их, а затем исполнить первый куплет и припев.

Звучат «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) из мультфильма «Крошка Енот»; «Чебурашка» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского); «Песенка о кузнечике» (сл. Носова, муз. В. Шаинского); «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева); «Не дразните собак» (сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина).

Гибкий ум: А теперь последнее — седьмое испытание. Это игра, которая называется «Сколько нас?».

Каждому классу дается по одному надувному шарику. Ребята передают его друг Другу, считаясь, а родители им помогают. Затем на доске один из учеников пишет количество учащихся своего класса, а Гибкий ум суммирует, сколько всего первоклассников поступили в школу. Звучат фанфары.

МАГ: Итак, подводя итог, я объявляю свое решение.

Прошу всех встать! (Все встают.) Все вы зачисляетесь в школьное братство!

 

Большая наша школа

Для вас открыла дверь.

Вы будете учиться.

Вы — школьники теперь!

 

Аплодисменты!

 

Все аплодируют, затем садятся. Мозговые извилины (собратья Магистра) исполняют песню «Первоклашка» из кинофильма «Утро без отметок».